SM School
Фильтр
Вернуться к списку публикаций
quote
29.10.2021
Евгения Белякова Евгения Белякова

10 ошибок начинающих писателей

В этой статье я перечислю 10 ошибок начинающих писателей и расскажу, почему их допускают. Самые распространенные ошибки – от поисков вдохновения до создания героев и редактуры, плюс – два бонуса с исключениями.

Главное, помните, ошибки – не фатальные недостатки, их можно исправить. А после прочтения моей статьи вы сможете их попросту избежать и никогда не совершать!

1 ошибка: Бесконечно ждать вдохновения

Многие начинающие писатели долго ходят с идеями в голове, так и не реализуя их на бумаге. Почему? Потому что «ждут вдохновения».  Часто те, кто пробует себя в писательстве, считают, что писать можно только тогда, когда придет Муза, когда текст сам запрыгнет в голову. Но тексту надо пойти навстречу! На вдохновение можно настроиться, а Музу – призвать. Если вечно ждать этого самого «вдохновения», то можно так никогда ничего и не написать. Думайте о Вдохновении не как о дожде, который либо прольется на вас, либо нет. Думайте о нем, как об источнике, который надо найти и откопать – и тогда вдохновение хлынет на вас живительным потоком!

2 ошибка: Начинать писать, не продумав сюжет и главных персонажей

Часто начинающие писатели бросаются писать, толком не продумав ни героев, ни сюжет. Потом им в голову приходят новые черты характера главного героя, или новый сюжетный поворот – и они вносят их в текст, не замечая, что они полностью противоречат тому, что было написано ранее. Герой был храбрым и добрым – и вдруг без причин сбегает от опасности и предает друзей. В начале диалога был день – и через пять фраз герои слышат, как часы отбивают полночь. Или по сюжету встречаются старые друзья детства, и две главы спустя выясняется, что один из них не знает о другом почти ничего. Если бы персонажи и сюжет были бы продуманы хотя бы на уровне чернового плана, этой ошибки можно было бы избежать.

Бонус 1: Зарисовки, черновики, наметки

Вот и первый бонус – в ошибке номер два есть исключения. Иногда писатели, в самом начале своего романа или рассказа, делают наброски. Иногда это описание героя, иногда – кусок диалога, иногда зарисовка на тему природы. Это нормально, это не ошибка – более того, это даже полезно для будущего текста. Просто надо четко понимать, что пишешь именно наброски, которые потом войдут (или нет) в текст, и следить за тем, чтобы все было стройно и эти куски не противоречили друг другу.

3 ошибка: Писать о том, чего не знаешь

В произведениях начинающих писателей часто встречаются анахронизмы (исторические несоответствия), нелогичное поведение героев и даже игнорирование законов физики. Почему так происходит? Дело в популярном совете, который начинающие писатели часто слышат на семинарах и мастер-классах:  «Пишите о том, что знаете». И он часто вводит начинающих писателей в недоумение. А как тогда писать фэнтези? Или фантастику про звездолеты, которые еще не изобрели? Или про места, где не был? И они решают полностью игнорировать этот совет, а зря. Понимать его надо широко – в том смысле, что нужно писать не «только о том, что знаешь», а «Лучше знать больше, о том, о чем пишешь». Если вы пишете средневековый детектив, изучите эту эпоху, и тогда у вас на улице не будут ездить кэбы, а герцог в Средневековье не будет искать преступника по отпечаткам пальцев. Если пишете фантастику, почитайте хотя бы статью в Википедии про космос, чтобы у вас герой не выходил в открытый космос, всего-навсего «задержав дыхание».

4 ошибка: Заимствовать чужие идеи для сюжета и чужих персонажей

Часто начинающие писатели, исчерпав собственную фантазию или заведя героев в тупик, а то и просто под впечатлением от любимой книги, берут сюжетные повороты или даже полностью героев из чужих книг. Не говоря о моральной стороне вопроса (брать чужое нехорошо), скажу, что это попросту не приносит ничего хорошего. Это будет уже не ваш текст, не ваш герой и не ваш сюжет. Да, никто не запрещает писать про волшебные школы – но если главным героем вы сделаете сироту со шрамом на лбу в виде звездочки, а преподавать у него будет злой профессор с черными, сальными волосами – это будет уже плагиат. Скажу больше – читателям неинтересно читать про сто двадцать восьмую версию Гарри Поттера (речь, конечно, была о нём). Читателям интересно все новое. Так что пишите своё!

Бонус 2: Подражание другим авторам (фанфики)

Опять же, в четвертой ошибке есть исключения – фанфики. Это слово произошло от английского fan fiction, т.е. «фанатская литература». Кажется, что это явление возникло совсем недавно, на волне грандиозной популярности Гарри Поттера, но, на самом деле, существовало очень долго – с того времени, когда художественная литература стала выпускаться массово. Читатели и раньше, под впечатлением от книг и, не желая расставаться с полюбившимися героями, писали собственные фантазии на тему «а что было с героями дальше» или «а если бы она полюбила не его, а его брата». Просто массовое книгоиздательство и, в особенности, интернет сделали это явление глобальным. И в фанфиках нет ничего плохого – пока это именно фанфики. То есть, и сам фикрайтер (писатель фанфиков) и его читатели понимают, что мир – заимствованный, герои из известной книги (или фильма), и автор просто играет в них, как в куклы. Ничего оригинального тут нет и быть не может – это просто одна из форм самовыражения поклонников книг и кино.

5 ошибка: «Рояли в кустах» и «Бог из машины»

Новички, не имея достаточного опыта в писательстве и не владея инструментами писателя (схемами сюжета, построения персонажей и т.п.) часто попадают в сюжетные «тупики». Пытаясь поразить всех крутыми поворотами сюжета, начинающие писатели загоняют героев в ситуации, из которых сложно или невозможно выбраться, или доводят сюжет до того, что нет никакого логического выхода из конфликта. И тогда в ход идут «рояли в кустах» – изменяющего мужа, сидящего в кафе с любовницей, замечает жена, хотя обычно она никогда не бывает в этом районе и они сидели там всего десять минут. Шансы на такое совпадение почти равны нулю – но автору надо было, чтобы жена их застукала, а как это сделать достоверно – он не знает. Или герой, висящий на кончиках пальцев над обрывом, соскальзывает, но в последний момент ему кидает веревку проезжающий мимо ковбой – это уже «Бог из машины», чудесное спасение. А еще все это – произвол запутавшегося и беспомощного автора, который, чтобы спасти сюжет или героев, вертит обстоятельствами так, как ему хочется.

6 ошибка: Использовать штампы и клише

Следом за роялями в кустах идут всевозможные клише и штампы. Кстати, и заимствования чужих героев, и «рояли», и штампы, все эти ошибки – следствие авторской лени, когда хочется пойти по простому пути и не хочется учиться, как писать правильно и интересно. Многие начинающие авторы именно поэтому хватаются за клише. Это легко и удобно. Более того – это узнаваемо. Но при этом ужасно скучно! Большинство читателей закроет книгу сразу же, как только натолкнется на несколько штампов подряд. Есть, конечно, исключения – любовные романы, написанные, как под копирку, определенная аудитория читает именно потому, что там, с вариациями, повторяется одна и та же история. Для такой литературы тоже есть место – но там авторы осознанно используют штампы, они понимают, что именно это ждут их читатели. А вот хвататься за клише от лени – грубая ошибка. Иногда, впрочем, начинающие писатели используют шаблоны не из-за лени, а потому что боятся попробовать что-то свое, и берут проверенные сюжетные повороты. Не ленитесь и не бойтесь, избавляйтесь от клише, ваш текст станет без них только лучше.

7 ошибка: Использовать много красивых и длинных слов

Еще одна распространенная ошибка начинающих писателей – они часто, в попытке украсить текст, перегибают палку. Многие считают, что текст будет скучным, если написать просто «Солнце село». Надо написать «Пылающий огненный шар величественно закатился за алую, переливающуюся перламутровыми оттенками красного и желтого, как экзотический попугай или платье южноамериканской танцовщицы, облачную полосу горизонта, далекого, словно земля в том месте заворачивается, падая в космическую бездну». Круто – автор показал, что он знает кучу слов и умеет строить длинные предложения. Но такое количество разных, пестрых и плохо сочетающихся образов читателя только запутает, и, скорее всего, еще и отпугнет. Используйте красивые описания, но только те, которые создают нужное настроение, нужное впечатление. Другой пример этой же ошибки – когда писатель, желая показать свою эрудированность, пересыпает текст терминами. «Эта сентенция звучала в его устах, как эскапада, она выглядела амфиболично». Можно сказать куда проще, понятнее (и правильнее): «Его цитата была провокационной выходкой и  звучала двусмысленно». И, кстати, используя редкие «умные» термины, начинающие авторы часто путают их значения и употребляют неправильно. Самый частый пример – слово «нелицеприятный». Подавляющее большинство людей употребляет его в значении «неприятный». И пишут  «Это был нелицеприятный человек» про двуличного негодяя, хотя на самом деле значение прямо противоположное. «Нелицеприятный» значит «беспристрастный, неподкупный». Старайтесь не использовать слишком часто длинные термины и архаичные слова, а если используете, то убедитесь, что знаете их значение. Есть только один вариант, при котором их употребление не будет ошибкой – когда вы хотите показать псевдо-ученого человека, пустышку, который сыпет терминами – вот «в его уста» как раз можно вложить и «сентенции», и «эскапады».

8 ошибка: Использовать канцелярит (слишком «сухой» текст)

Очень, очень многие начинающие писатели (тоже в попытках украсить текст) используют «канцелярит» – язык документов, чиновников, предписаний и отчетов, канцелярско-бюрократический стиль речи. Текст становится сложный, запутанный, несогласованный. Пример канцелярита: «избыточно увлажненная почва» вместо «мокрая земля» или «в целях недопущения» вместо чтобы использовать сочетание «не допустить». Сюда же можно отнести усложнение конструкций причастиями, деепричастиями и глаголами в пассивной форме. «Он находился в состоянии усталости» вместо «он устал», «он был видим нами» вместо «мы видели его» и так далее. Почитайте про канцелярит в книге Норы Галь «Слово живое и мертвое» и постарайтесь вычищать его из своего текста, потому что он действительно делает его «мертвым». И, как и в прошлом пункте, канцелярит можно и нужно использовать только в случае, если вы хотите либо написать пародию, и для этого специально насыщаете текст канцеляризмами, либо хотите показать персонажа, говорящего канцеляритом: такой, к примеру, герой В. Гафта в фильме «Гараж». Типичный бюрократ, он намеренно говорит: «Мы решили оплатить стоимость пальто одного из членов правления, уничтоженного во время установления контактов с обестелефоненными жильцами», имея в виду случай, когда разозленные жильцы порвали пальто одному из членов правления.

9 ошибка: Не редактировать свой текст, пренебрегать пунктуацией

Многие начинающие авторы считают, что их задача – только написать текст, а вот вычитывать его, редактировать и исправлять ошибки – это задача редакторов в издательстве, куда они отправят свое творение. Да, в издательствах обычно есть свои редакторы, но неверно думать, будто их задача – исправлять чужие описки и пунктуацию. В первую очередь они знакомятся с произведениями, оценивают его, принимают решения о том, стоит оно внимания или нет. Да, если текст надо доработать – они помогут автору, плюс над текстом еще и корректор поработает. Но присылать невычитанный текст издательству – как минимум невежливо. Как и его давать кому-нибудь почитать. Уважайте своих читателей, не ленитесь сами редактировать свой текст. Тем более что, помимо опечаток и ошибок, его неплохо бы проверять еще и на логические нестыковки, ритмику, достоверность и так далее. «Сырой» текст выглядит попросту недоработанным, недоделанным. Произведение нужно не только написать, но и отредактировать, точно так же, как алмаз недостаточно выкопать из земли, его надо огранить, чтобы получился бриллиант.

10 ошибка: Не слушать конструктивную критику

Часто начинающие авторы боятся критики. Это понятно, ведь самое первое произведение воспринимается писателем очень близко к сердцу, он чувствует себя беззащитным, это его первый опыт – вдруг его не поймут, или скажут, что текст плохой? Дело еще и в том, что сейчас многие под словом «критика» понимают только негативную оценку текста. Тогда как «критика» подразумевает разбор произведения в целом, и плохого, и хорошего. И если критика конструктивная – она принесет пользу, особенно начинающему писателю. Как отличить конструктивную критику от неконструктивной? Все просто. Если вам говорят «Твой роман мне не понравился, он какой-то скучный» – это плохая критика, она ничего не объясняет, просто показывает общее, очень субъективное отношение читателя к книге. Сюда же относится и противоположное «Ваш роман такой классный, такой классный, просто супер!». Приятно, но ничего существенного такая критика не сообщает. А вот если читатель добавит «невозможно оторваться», это будет значить, что у вас крепкий сюжет, который держит внимание. «Герои как живые!» значит, что вам удалось создать объемных, не плоских, интересных персонажей. Конечно, идеальный критик, профессиональный рецензент разложит вашу книгу по полочкам подробно: и сюжет, и персонажей, и стилистику, и ритм текста, и конфликты, но таких людей вокруг, к сожалению, не так много. Рецензии обычно заказывают профессионалам – писателям, редакторам, рецензентам.

Так вот, вернемся к ошибке – из-за того, что конструктивную критику сейчас (особенно в сети) нечасто встретишь, начинающие писатели, чтобы сберечь собственные нервы, прекращают слушать ее вовсе. И зря – критика может быть полезной, когда она несет в себе конкретику.

И, конечно, есть авторы, которые не слушают никакую критику, потому что уверены, что их произведение идеально от начала и до конца (см. ошибку №9) и ничего в нем менять нельзя. Похвальная уверенность в себе, если она обоснована, но такое (идеальная книга) бывает, увы, нечасто и среди опытных писателей, а уж начинающим думать, что из-под их пера сразу вышел шедевр – довольно самоуверенно.

Конструктивную критику можно и нужно ждать – потому, что вы получите полезную информацию и сможете сделать свою книгу лучше.

Теперь, когда вы знаете о 10 ошибках начинающего писателя, вы сможете избежать их и тем самым подняться на боле высокий уровень мастерства (плюс, существенно сэкономить время и творческие силы).

Тех, кто хочет научиться не ждать вдохновения, а создавать его самим, кто хочет понять, как написать стройный сюжет и объемных персонажей, научиться саморедактуре, поправить стилистику и разобраться в том, как писать увлекательные книги, я приглашаю на бесплатный мастер-класс «Писательское мастерство: Сюжет и персонажи» Ссылка на бесплатный мастер-класс:

Мастер-класс «Писательское мастерство»

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Поделись