SM School
Фильтр
Вернуться к списку публикаций
quote
23.01.2022
Евгения Белякова Евгения Белякова

Как написать автобиографию?

Сейчас очень многие задумываются о том, чтобы написать книгу на основе своего опыта, хотят поделиться своей жизнью, мыслями, интересными историями про членов семьи («книга рода»). Особенно востребованы жизнеописания членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, поскольку сейчас идет возрождение памяти, переосмысление, чествование героев. Когда, как не сейчас? Поколение войны уходит безвозвратно, остается лишь в памяти детей и внуков, и те хотят поделиться их историями. Много среди начинающих писателей тех, кто жил насыщенной, интересной жизнью, получил уникальный опыт, стал мастером в своей профессии, собрал множество увлекательных историй. И они тоже хотят перенести это на бумагу.

В этой статье я расскажу о том, как правильно подойти к написанию книг в таких жанрах, как: биография, автобиография, мемуары  и расскажу, чем они отличаются друг от друга.

Для начала, давайте разберемся, чтобы не путаться – речь в статье пойдет о художественных произведениях. У документальных книг свои законы, мы же разберемся, как писать именно художественные тексты, в которых факты могут перерабатываться и изменяться для того, чтобы сюжет был захватывающим, а участники событий (из этических соображений) превратились в  собирательные образы.

Итак, сначала поговорим о мемуарах. Это наиболее приближенный к документальной литературе жанр, в мемуарах человек с высоты возраста описывает свое прошлое, часто осмысливая его, обычно через призму уже прожитого (в отличие от дневника, в котором события излагаются по мере того, как происходят). Это не столько пересказ событий, сколько их анализ. Если вы собираетесь написать мемуары от лица литературного героя, несуществующего персонажа, то достаточно придерживаться тех же правил, что и при написании автобиографии (о чем речь пойдет ниже), применяя их для своего выдуманного героя и (или) времени, обстоятельств, мира. В мемуарах повествование всегда ведется от первого лица, авторское «я» ярко выражено, автор (литературный герой) четко обозначает свое мировоззрение, позицию, раскрывает чувства. В мемуарах невозможно показать события иначе, чем глазами одного человека – автора. Если он и узнает что-то о событиях, в которых сам не принимал участие, то только от кого-то другого – в диалоге, из письма и так далее.

Вы можете просто записать свои воспоминания «тогда это будут мемуары в чистом виде), или же обработать из литературно, вывести некий общий сюжет (а не просто перечень интересных историй из жизни), идею произведения, добавить события, о которых вы слышали от друзей, но которые могли бы случиться с вами – и вот у вас уже литературные (художественные) мемуары. Но главный герой в них – вы, мировоззрение героя совпадает с вашим, вы делитесь своим видением и мыслями с читателями. Но есть и другие формы художественных мемуаров.

Допустим, вы хотите написать роман в форме мемуаров о молодежи 60-х и 70-х в СССР в разгар «оттепели». Но в качестве главного героя выставляете не себя, а некоего героя, который является собирательным образом, его жизнь – это сплав вашей жизни (если вы были очевидцем тех событий) и жизни ваших друзей, знакомых. Его мировоззрение не обязательно совпадает с вашим – а, к примеру, является просто типичным для того поколения.  Или же, если сами вы не жили в то время, вы опираетесь на рассказы родителей – и так же создаете некоего героя на основе рассказов, а не списываете напрямую с матери или отца, тетя, дяди и так далее. Этот же подход подходит для написания «псевдо-мемуаров» из любого исторического периода: вы изучаете эпоху по книгам, письмам живших тогда людей, консультируетесь со специалистами, затем создаете своего литературного героя – и пишете «мемуары» от его имени. В данном случае мемуары – всего лишь форма подачи, ведь она позволяет очень глубоко погрузиться в героя, его чувства, переживания, мысли и через него – в то время, когда он жил. Пример такого повествования – роман в письмах «Мартовские иды» Т. Уайлдера, где он ведет повествование исключительно в эпистолярном жанре от имени Юлия Цезаря, его жены Помпеи, друга Марка Антония и других реально существующих исторических персон.

Теперь давайте разберемся, что такое биографический и автобиографический роман.

Само слово «биография» переводится как «жизнеописание». И биографический, и автобиографический («авто» переводится как «само», т.е. описание своей жизни самим автором или литературным героем) романы не просто предлагают читателю перечень фактов из жизни главного героя, но анализ его опыта, осмысление, и по форме больше похожи на художественный роман, где есть «путь героя». Если в документальном жизнеописании достаточно перечислить основные события из жизни, в художественном биографическом романе нужно выделить основную идею, выбрать, о чем именно рассказывать, чтобы представить эту идею читателю и расположить факты в таком порядке, который бы соответствовал схеме художественного произведения.

Пример. Документальная биография (вымышленного) писателя Василия Петрова содержит в себе основные даты и факты – когда родился, где, в какой школе учился, в каком институте, какое было первое произведение, какое первое напечатали, что сказала критика насчет его романов, когда женился, сколько детей, какие литературные премии получил, когда умер. Из этой биографии нельзя сделать выводы о его мировоззрении, о том, как и когда он созрел, как писатель, что для него значило его творчество. Просто факты, расположенные в определенной последовательности на временной шкале.

Возьмем биографический роман, который пишет некий Иванов про Василия Петрова (если сам Василий будет писать о себе – тогда это будет автобиографический роман). Здесь автор, изучивший творчество Петрова, его письма родным, побеседовавший с семьей писателя, решает показать путь Василия через его семью. К примеру, мать Василия оказала большое влияние на его литературный вкус, благодаря ей он познакомился с классиками, полюбил чтение. Она поощряла его творчество. Когда он учился в геологическом институте, мать умерла и это отвратило его от литературы в целом и учебы, он чуть не бросил институт – но вмешалась его невеста. Она уговорила его дописать и опубликовать его первый роман. И так далее. Видите? Здесь есть определенная точка, из которой мы смотрим на писателя, он предстает перед нами живым человеком. Иванов будет брать из его жизни те факты и ситуации, которые будут полнее раскрывать Петрова как человека тонко чувствующего, для которого семья значила очень много, и особенно  женщины этой семьи. Допустим, романы Петрова– о природе. И другой автор, Сидоров, решает написать биографический роман о Петрове совсем в другом ключе – он концентрирует повествование на путешествиях Петрова в его бытность студентом, когда они всем курсом ездили на Урал. В таком романе мало будет про школьные годы, мать, невесту. Больше – про студенческое братство, опасности и величие гор, становление образности творчества Петрова. При этом факты будут взяты из биографии, это все будет правдой – изменится подача, идея, конфликты и точка зрения на творчество. А это все – прерогатива художественной литературы, и именно эти аспекты будут отличать роман о Петрове от простой фактической биографии.

Автобиографический роман строится по такому же принципу, только автор здесь – главный герой своего романа. Он более личностный, чаще всего пишется от первого лица. Знания о событиях в основном «из первых рук», ведь сам автор в них участвовал, все события, свидетелем которых он не был, подаются либо через диалоги с участниками, либо описательно («После мне рассказали о том, как…»).

Так какую же литературную форму жизнеописания выбрать? Мемуары подойдут для тех, кому важно донести свои мысли, точку зрения, размышления, свой взгляд на события и людей. Если сравнивать с живописью, мемуары похожи на портрет. Автобиографический роман – портрет в интерьере, семейный портрет. Из романа мы можем вынести не только информацию о главном герое (авторе) но и объективную информацию о том, какой была эпоха, в которую он жил, о культурных особенностях его окружения, моде, политике. Биографический роман похож на огромные полотна – в них есть место не только главному герою, но и множеству второстепенных, будучи чаще написан от третьего лица, роман может сообщать читателю сведения о том, чего главный герой знать не мог, чтобы сделать мир произведения детальным, полным.

Ниже я даю пять советов тем, кто решил написать биографический роман, автобиографический роман или мемуары.

Совет 1

Продумайте сюжет. Даже в жанре мемуаров, которые просто следуют жизненному пути героя\автора, необходим сюжет, схема повествования. Что вы поставите в центре, какую идею вынесете в главные? Это очень важно. В зависимости от вашего решения вы уберете или измените детали, удалите или поменяете сцены. Будет ваша жизнь в мемуарах размышлением или чередой преодолений? Вам нужно понимать это с самого начала, прежде чем садиться писать. Мемуары – не просто ретроспективные дневники, как может показаться. Это продуманное повествование и диалог с читателем, которого нужно подводить к определенным темам и открытиям последовательно, а не хаотично.

Для (авто-)биографического романа сюжетная схема еще более важна. Еще раз – мы говорим о художественной литературе, не документальной. Автор пишет о своем альтер-эго, герое романа (в случае автобиографии) и неком образе (в случае биографического). Автор дает оценку фактам, а не просто излагает их, встраивает их в повествование. Жизненный путь любого человека так или иначе тесно взаимосвязан с «путем героя», потому что схема «Пути героя» рождалась как квинтэссенция жизненного пути любого человека. Каждый из нас встречает вызов, преодолевает его и получает в итоге награду… И движется дальше. За основу берется, естественно, фактическая, сухая биография, перечисление фактов – но им придается смысл, они выстраиваются в стройное повествование, которое по всем законам художественной литературы начинается с завязки и через развитие приходит к развязке и кульминации. И в случае с автобиографическим романом, опять же, должна быть выделена идея, продумана подача, сформирован образ главного героя.

Совет 2

Помните, что главный герой вашего автобиографического романа – не вы сами. Это образ, который списан с вас, несомненно, но в то же время является отдельным героем. Такой же подход следует использовать и для биографий. Создавая образ главного героя, вы выбираете, какие его качества будут взяты у вас или вашего родственника, или же известной личности, на основе жизни которой вы пишете биографический роман. Создание образа главного героя зависит от темы (пример с писателем Петровым). Допустим, вы хотите написать и издать в художественной форме воспоминания вашего дедушки, воевавшего на Великой Отечественной войне. Как можно подойти к созданию его портрета, как героя, персонажа? Подумайте об общей теме, идее произведения. Будет оно о громких подвигах или о скромной, но такой важной работе в тылу? О том, как жертвовали собой ради друзей, или о том, как в горниле войны находили любовь? Главный герой и его жизнь влияют на идею, та, в свою очередь, влияет на создание персонажа.

Совет 3

Художественное произведение, в отличие от документального, имеет свои, отдельные задачи. Документальная биография ставит перед собой только одну цель: донести максимально подробно факты из жизни того человека, которому посвящена. Художественная литература куда сложнее. Автору нужно думать о том, какова его главная идея, как показать главного героя с нужной стороны, как донести до читателя его ценности, как показать основные вехи в его жизни. Как правдиво и вместе с тем ярко отобразить эпоху. В художественном произведении, даже биографического толка, всегда есть место вымыслу, оно всегда – сплав историй. Для художественной биографии и автобиографии (и даже мемуаров), обращаю ваше внимание – абсолютно правомерно сочетать вымысел и реальные факты. Возьмем для примера Иванова Ивана, героя войны, радиста. Его внук решил написать о деде книгу на основе его рассказов. Он хочет описать героя подробно, представить читателю его со всех сторон. Например, показать его честность, или храбрость. Дед рассказывал о своем сослуживце, которому однажды предложили нечто сомнительное, и при этом безнаказанное, но тот отказался с возмущением. Внук знает, что дед в аналогичной ситуации поступил бы точно так же! Он, как автор, решает взять эту (абсолютно реальную!) ситуацию, чтобы раскрыть своего главного героя. Меняет немного детали, имена – и вставляет в книгу. И он полностью вправе это сделать. Или, к примеру, он сам был свидетелем того, как дед прогнал трех хулиганов, когда те пытались запугать его внука. Это отличная характеристика для героя, яркая сцена – но произошла она через годы после войны, о которой пишет внук. Как же быть? Изменить эту ситуацию, «подогнать» под то время и вставить в роман, никаких сомнений.

Насколько далеко можно зайти в вымысле, решает сам автор. Часто это зависит от того, какую он задачу ставит. Если создать правдивую картину какой-то эпохи, общественного среза – он пишет с большим количеством вымысла, сплавляя истории нескольких людей в одну – чтобы показать героев и мир вокруг них максимально ярко, драматично. Тогда его жизнь или жизнь его родственников – источник вдохновения для романа. В описании книги можно указать прототипы героев, на основе чьих воспоминаний он написан. Если же задача – как можно ближе к фактам показать конкретного человека, вмешательство в список событий его жизни нужно свести к минимуму: ограничиться только отбрасыванием несущественных фактов.

Совет 4

Если вы пишете книгу о прошлом, нужно как можно тщательнее изучить историю нужного периода. Речь может идти о жизни вашего ближайшего родственника (повествование в пределах века), или же о жизни какой-то интересной исторической личности, чьими достижениями вы восхищаетесь (здесь можно углубляться в прошлое насколько возможно далеко). Даже если вы пишете автобиографический роман на основе своей жизни о событиях условно недавних (в пределах двадцати-тридцати лет), вам все равно нужно будет тщательно изучить все детали истории для того, чтобы максимально подробно показать ее читателю. Если под рукой у вас нет поминутных дневников с зарисовками, которые вы вели на протяжении всей жизни, полагаться вам придется на память, а она иногда ненадежна. Не поленитесь изучить материал. Вы пишете о своей школе – поищите фотографии здания в разное время. А кто был выпускником школы одновременно с вами? Что стало с вашими одноклассниками? Вы помните, что бутылка молока стоила сорок копеек в дни вашего детства, но стоит обратиться к источникам, и перепроверить, вдруг на самом деле цена ее была двадцать восемь копеек? Так и было! Кстати, погружение в детали может подать вам пару интересных идей, напомнить о забавных случаях, которые стоит вставить в книгу. Тщательное изучение материала поможет вернее показать мотивацию многих персонажей. Вы помните события определенным образом, но, расспросив родителей о том, что было двадцать лет назад, внезапно понимаете, что все было сложнее. И так далее. Что уж говорить о том, если вы решили писать о Великой отечественной войне, в которой участвовал ваш дедушка, или о писателе-натуралисте Петрове, который жил на Урале в тридцатые.

Совет 5

Одна из серьезных трудностей, с которыми сталкивается каждый биографист, автор автобиографии или мемуаров – отношение реальных участников событий к роману, после того, как он написан.

Особенно этот вопрос волнует тех, кто хочет написать мемуары. Автор описывает свою жизнь, да, свою точку зрения, но в книге присутствуют его родители, другие родственники, друзья, знакомые. Невозможно предугадать, как любой из них отреагирует на свое изображение в романе. Может глубоко обидеться, может начать возражать, что помнит тут или иную ситуацию иначе, и так далее. Как быть? Конечно, есть такие авторы, которые заведомо рассчитывают на то, что их воспоминания «вскроют правду» и «изобличат», и они как раз ждут острых реакций и готовы к тому, что после издания мемуаров от них все отвернутся. Но таких авторов – единицы. Большинство писателей хочет рассказать о своей жизни так, чтобы никого не задеть. Как же это сделать?

Тут-то на помощь и приходит литературная форма. Она позволяет чуть видоизменять истории, допускает замену имен и переделывание ситуаций. Возможно, кто-то из ваших старых друзей и узнает себя в дворовом хулигане, но он не станет обвинять вас в клевете, потому что… написано вроде и не про него. В романе – хулиган по имени Вася, а не Петя, и он рыжий, а не блондин.

Те же сомнения преследуют и авторов биографических романов. Проблема эта уменьшается, и практически сходит на нет с «удалением» от нашего времени. Если вы пишете о первопроходцах XIX века, вряд ли вы кого-то обидите рассказом о дезертирстве или трусости. Но и тут могут появиться недовольные потомки людей, о которых вы написали. Пример – фильм «Дом Gucci». Наследника модного дома, Альдо Гуччи, возмутила клевета в фильме. Если брать российские реалии, то можно вспомнить фильм «Движение вверх». Потомки спортсмена Кондрашина, тренера баскетбольной сборной СССР, выразили возмущение тем, как показан тренер в фильме и заявили о клевете.

В конечном счете, задача большинства писателей – показать героев, рассказать увлекательную историю, а не уязвить кого-то открывшейся «правдой» (не берем сейчас авторов, пишущих заведомо скандальные разоблачения). И не столько важно, как звали героя вашего романа, важны его поступки, мысли, история. Хорошо подумайте, прежде чем оставлять реальные имена и фамилии. Понятно, если вы пишете о своих поступках, только вас будет касаться то, насколько откровенно вы их описываете. Если вы опираетесь в своем произведении на рассказы родственника, вы вряд ли обидите его прямым переносом его истории в роман. Но другие участники событий, особенно те, кого вы знаете лично, могут почувствовать себя уязвленными. Чувства людей в таком случае лучше поберечь. А в некоторых случаях и подстраховаться, чтобы не нарваться на иск о клевете. Подводя итоги статьи – писать мемуары или автобиографический роман ничуть не легче в сравнении с художественным произведением. Многие думают, что раз «выдумывать ничего не надо», то и работы над такими произведениями меньше. Но это не так. Жизнеописательные художественные произведения требуют не меньше усилий, чем любые другие. И для их написания необходимо знать основные законы построения сюжета, владеть писательскими инструментами, уметь создать конфликт, многогранного персонажа и многое другое.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юлия
Юлия
3 месяцев назад

Евгения, спасибо за интересную и познавательную статью. Творческих успехов Вам!

Поделись